Спокойствие - мой главный ресурс.
Елена Игнатова – Привет, мне давно хотелось сделать это интервью и назвать его «Разговор с соавтором». В прошлых интервью о нашем соавторстве говорить было рано. Очень надеюсь, что после нашего «открытого разговора» твои поклонники откроют тебя с новой стороны. Мой первый вопрос такой: многие слушатели группы «Гран-КуражЪ» знают, что ты – автор песен группы. Кто-то знал это с самого начала, кто-то узнал совсем недавно. А когда ты сам стал по-настоящему ощущать себя автором – композитором и создателем лирики?
Михаил Бугаев – Мне всегда нравилось чего-нибудь сочинять. В детстве я любил рисовать и придумывал своих персонажей. Даже комиксы рисовал про них. Мои первые плоды рифмоплетства относятся к тому же времени. Лет в 12-13 я придумывал юмористические стишки про свой класс и школу. Переделывал тексты известных песен, также в юмористическом ключе. Некоторые свои переделки помню до сих пор. Что-то сочинять на гитаре я начал сразу же, как только выучил первые упражнения и аккорды. Это было году в 96-м. Естественно, всё это звучало очень наивно. Со временем я стал изучать гармонию, музыкальную теорию, слушать много разной музыки, обращать внимание на различные композиторские находки и интересные нюансы в аранжировках. Однажды стало получаться применять свои знания на деле. Не знаю, когда именно это произошло. Всё было постепенно. Я до сих пор продолжаю учиться и стараюсь не останавливаться в этом деле.
Е.И. – Новые песни с вашего третьего альбома «Сердца в Атлантиде» слушатели оценили по-разному. Насколько реакция поклонников оказалась предсказуемой для тебя? Иными словами, ожидал ли ты, что те или иные песни вызовут именно такие отклики?
М.Б. – Да, ещё до выхода диска мы думали, что, например, песня «От заката до зари» должна прийтись слушателям по душе. Во-первых, уже летом прошлого года мы выложили в Интернет видеоролик о студийной работе, и там звучал фрагмент этой песни. Слушатели очень тепло его приняли и даже появились люди, кто ждал этот альбом именно ради песни «От заката до зари». Также я знал, что многие ждут диск из-за песни «Все имена». Мы её играли на концертах, и она также уже была знакома поклонникам группы. Песня написана на великолепные стихи Маргариты Пушкиной. Думаю, это также стало одним из факторов, почему песня полюбилась. Также мне понравилась реакция на песню «Герои». Хотя не все поняли её основную мысль, но песня точно не осталась незамеченной. Эта песня поется от лица разочарованного поклонника. Третий куплет песни был изначально немного другим. Там были не размытые, а более явные намеки на некоторых исполнителей, в которых разочаровался персонаж песни. Но потом мы решили заменить ряд строчек, т.к. подумали, что не все поймут иронию и решат, что мы «стебемся» над любимыми артистами. Хотя, на самом деле, песня не про артистов, а про их слушателей и нежелание некоторых из них принимать своих «героев» в новом амплуа.
Е.И. – В лирике песен вашего последнего альбома ты коснулся самых разных тем: и отношений человека со своей жизнью, и отношений между людьми, и других. А как ты сам чувствуешь, сумел ли ты выразить все, что хотел вложить именно в эту пластинку, или что-то осталось недосказанным? Доволен ли ты результатом?
М.Б. – Не думаю, что мне удалось сказать всё, что я хотел. Какие-то песни, вероятно, можно было бы сделать лучше и содержательнее. Найти более подходящие слова для выражения мыслей. Но уж что получилось, то получилось. Из песни слов не выкинешь. А вообще, что касается тематики текстов, то есть темы, которые будут актуальны всегда. Например, об отношениях между людьми написаны тысячи песен. Но не потому что больше не о чем петь, а потому, что такие темы близки каждому человеку и всегда найдут своего слушателя.
Е.И. – Некоторые поклонники «Гран-Куража» отметили, что в музыке альбома «Сердца в Атлантиде» чувствуется влияние зарубежных музыкантов, которых ты слушаешь. Лично мне кажется, что ты смог взять от них что-то очень важное, но при этом сохранил свой почерк. А как ты сам считаешь, насколько в музыке новых песен сказался твой интерес к зарубежной рок-музыке?
М.Б. – Да, надеюсь, что сказался! Например, вышеупомянутую песню «Герои» я аранжировал в духе американского мелодик-рока 80-х. Мне показалось, что это будет звучать уместно. Особенно в совокупности с ироничным текстом. Вообще, я очень люблю такую музыку. Там встречаются хорошие гармонии и красивые мелодии. Я стараюсь, чтобы и наши песни запоминались своей мелодикой.
Е.И. – Ты на собственном опыте знаешь, что такое творческие поиски: когда есть поток вдохновения, появляется множество идей и воплощений, но потом приходится от многого отказываться, когда создается конечный вариант. А как ты определяешь для себя: что все, хватит, это и есть тот вариант, который нужен, и который должны услышать ваши поклонники?
М.Б. – Порой прийти к окончательному результату непросто. Обычно помогают временные рамки. Например, когда мы записывали новый альбом, то было несколько песен, тексты которых я дописывал, когда уже был полностью записан инструментал. Бывало даже, последние правки я вносил в текст утром, за несколько часов до записи вокала в студии. Так, например, было с песней «Тайны странствий».
Е.И. – Ты не раз говорил, что песня «Сердца в Атлантиде», давшая название всему диску, навеяна одноименным романом Стивена Кинга. Расскажи, пожалуйста, подробнее, что тебя привлекло в этом произведении, и как возникла идея написать такую песню?
М.Б. – Мелодия была написана ещё во времена альбома "Новой Надежды Свет". Но вот тему песни я долгое время не мог определить. Это грустная музыка без мажорных бриджей. При этом она не траурно-печальная, а очень светлая. Это какая-то светлая грусть. Долгое время в голове крутился один лирический сюжет, но потом я его отбросил. Затем я вспомнил про книгу Стивена Кинга и фильм "Сердца в Атлантиде". Идея, когда детство сравнивается с утопающим материком, мне понравилась. В ноябре прошлого года, когда я отдыхал в Таиланде, мне в голову пришли первые строчки песни. А дописал я её в феврале этого года. Могу сказать, что это одна из тех песен, за которые мне не стыдно.
Е.И. – А есть ли кто-то из писателей, идеи которого тебе близки, ты хотел бы их воплотить в какой-нибудь своей композиции, но пока еще к этому не готов?
М.Б. – Я как-то пытался придумать текст на основе произведений Ремарка. Но пока не получилось. Видимо, для этого нужно быть группой «Черный обелиск».
Е.И. – Бывает ли так, что тебе кажется трудным сочетать авторство в музыке с авторством в лирике?
М.Б. – Музыка всегда сочиняется легко и с удовольствием. Вот тексты пишутся значительно дольше. Есть, которые рождаются буквально за ночь, а некоторые лежат в виде заготовок годами. Поэтому я с интересом попробовал в этот раз для ускорения творческого процесса написать пару текстов с соавторами. Иногда попадаешь в тупик, а мысль соавтора наталкивает тебя самого на новые идеи.
Е.И. – Насколько изменилось твое восприятие себя как автора лирики после работы в соавторстве с тремя людьми, с которыми ты сотрудничал во время подготовки альбома «Сердца в Атлантиде»?
М.Б. – Ну, не особо изменилось. Я, как и прежде, знаю, что могу сочинить текст «под ключ». Но также знаю теперь, что и в соавторстве может получиться что-то интересное. Это новый для меня опыт, т.к. раньше я всё сочинял один, за исключением пары песен, которые были написаны на готовые стихи.
Е.И. – Недавно ты побывал в нескольких европейских странах. Давай теперь вместе прогуляемся по твоим воспоминаниям? Где ты был? Что поразило в каждой из стран? Что стало неожиданным открытием?
М.Б. – Я вообще очень люблю путешествовать. Было бы больше денег и больше свободного времени, делал бы это чаще. Я побывал в Польше, Германии, Нидерландах, Франции и Чехии. Это был автобусный тур, поэтому на большинство городов у нас отводился только один день. Но, тем не менее, это время мы старались расходовать по максимуму. С интересом побывал, например, в Амстердаме. Покатались на кораблике по городским каналам и просто погуляли по улочкам этого необычного города. В этом городе легализованы легкие наркотики. Есть вполне легальные заведения, которые называются Coffeshop’ы. Там можно купить травку, плюшку с анашой и другие наркоманские «деликатесы». Мы их видели. Там даже на улице стоит специфический сладковатый запах. Честно скажу, я не пробовал, но несколько ребят из нашего автобуса решили поэкспериментировать. Один сказал, что ничего не почувствовал и уже через полчаса мы ели вместе пиццу. Другой парень видимо перестарался. Говорят, он купался в городских каналах, когда его наконец-то нашли. После этого я его не видел два дня. Видимо, он отсыпался в номере отеля. Ещё мы были в квартале красных фонарей. Там прямо на витринах стоят девушки и заманивают гуляющих туристов. Поскольку проституция в стране также легализована, все представительницы древнейшей профессии регулярно проходят медосмотры, платят в казну налоги и получают по наступлению возраста пенсию. В общем, занятная страна. Чехия больше всего запомнилась архитектурой, забавными надписями на знаках и афишах, которые на русском означают совсем другое, платным туалетом в Макдональдс, картофельными кнедликами и очень вкусным темным пивом. Вообще, Прага очень красивый город. В Германии удалось побывать на родине группы «Scorpions» в Ганновере, а также в Потсдаме. Но больше всего меня впечатлил Париж, в котором мы пробыли три дня и две ночи. Удалось побывать в Лувре, Версале, Соборе Парижской Богоматери, поплавать на корабле по Сене, побывать в районе Монмартр и просто погулять по улочкам этого великолепного города. А ещё я наконец-то исполнил мечту детства. Я побывал в Диснейленде.
Е.И. – Твои поклонники, которые бывают у тебя на страничке Вконтакте, заметили, что твои музыкальные интересы не ограничиваются роком и металлом, и иногда в твоей музыкальной коллекции появляются неожиданные мелодии и песни. Например, после твоего «европейского путешествия» у тебя можно услышать песни на французском. Чем обусловлен такой выбор?
М.Б. – Это ностальгия по Франции. Все эти мелодии у меня с чем-то ассоциируются. Например, песню «My Philosophy» мы пели всем автобусом, когда уезжали из Парижа. Наш гид Светлана раздала нам всем тексты. Было весело. Также у меня выложены музыкальные дорожки и песни, которые звучали на шоу в легендарном парижском кабаре «Мулен Руж». Это было, пожалуй, одно из самых ярких песенно-хореографических представлений, на котором мне удалось побывать.
Е.И. – А ты не боишься, что твои слушатели сочтут твой выбор, которым ты делишься в своей музыкальной копилке, слишком «легким»? Ведь у нас любят ограничивать себя клише и штампами. Если ты – рокер или металлист, но не дай тебе Бог слушать что-то из «попсы» или еще чего-то в этом духе…
М.Б. – Нет. Не боюсь. Ну, во-первых, я добавляю эти песни, прежде всего для себя. Во-вторых, те «легкие» песни, которые у меня есть – это в основном композиции из мюзиклов, мультиков и кинофильмов. Т.е. это музыка, придуманная профессиональными композиторами и исполненная высококлассными музыкантами. За такое не должно быть стыдно. Хотя, если вы посещаете мою страничку, то, думаю, вам будет что послушать. Я порой специально для своих посетителей делаю различные музыкальные сборники и выкладываю их на «стену» со своими комментариями. Я буду рад, если кто-то, слушая эти песни, откроет для себя новые имена или вспомнит старые.
Е.И. – Насколько тебе интересен джаз?
М.Б. – Я люблю легкие ответвления джаза. Хотя, и классический джаз я люблю порой послушать. Для развития.
Е.И. – В одном из наших прошлых диалогов ты сказал о том, что, возможно, задумаешься над тем, чтобы представить свое видение произведений классических композиторов. Насколько эта идея актуальна для тебя сейчас?
М.Б. – Если я не ошибаюсь, то речь в тот раз шла о текстах песен, посвященных композиторам. Думаю, написать песню о ком-то из великих композиторов было бы весьма интересно. Может, я когда-нибудь сделаю что-то на эту тему.
Е.И. – Что бы ты посоветовал людям, потерявшим вдохновение, которые чувствуют себя опустошенными и как будто «выжженными изнутри»? По-твоему, как возродить живую искру в душе и насколько это зависит от нас самих или все зависит от того, что происходит вокруг?
М.Б. – Многое зависит от самого человека. Нет вдохновения – нужны новые впечатления. Отдохните, прочитайте хорошую книгу, посмотрите фильм, послушайте музыку, пообщайтесь с друзьями и родными. Это поможет вернуть пропавшую «искру» вдохновения. Ведь вдохновляться можно чем угодно.
Е.И. – Помогает ли твоя работа на телевидении тебе как музыканту и что в ней самое важное для тебя?
М.Б. – Помогает! Мне удобно делать различные видеоролики о группе. Всегда есть рядом кто-то, кто поможет смонтировать. Также у меня весьма удобный график работы, при котором можно найти время для музыкального творчества. Да и вообще, я люблю свою работу. Я с детства мечтал заниматься чем-то творческим. Работа на ТВ мне дает возможность делать свои передачи и репортажи на самую разную тематику. А это очень интересно. А ещё не могу не отметить человека, с которым я работаю вместе вот уже несколько лет – Анна Демина. Аня у нас фотограф и монтажер. Большинство фотосессий группы – это её работа. Также она оформляла обложки двух наших альбомов и даже подготовила дипломную работу в институт в виде фильма о группе «Гран-КуражЪ». Спасибо Ане за всё, что она для нас делает!
Е.И. – Не появилось ли у тебя желание написать песню на стихи какого-нибудь известного русского поэта? Понятно, что это по-своему обязывает, но насколько тебе интересен был бы такой вызов?
М.Б. – Это территория Николая Носкова. Он отлично чувствует энергетику стихов и умудряется сочинять схожие по духу мелодии. Не уверен, что я смогу сделать что-то подобное. Стихи 19-ого и начала 20-ого века не совсем подходят для той музыки, которую мы играем. Хотя, кто знает. Может когда-нибудь…
Е.И. – Продолжаешь ли ты учиться у известных гитаристов или ты считаешь, что все самое важное ты уже освоил и понял для себя?
М.Б. – Я бы с удовольствием у кого-нибудь поучился в реале. Например, у Алексея Белова. Но меня интересует не только техника. Я в большей степени стараюсь развиваться, как композитор. Е.И. – Если ты понимаешь, что начал повторяться в музыкальных или лирических идеях, что ты делаешь, чтобы освежить восприятие и показать себя нового и неизвестного для твоих слушателей? М.Б. – Нужно отвлечься и дать идее полежать какое-то время.
Е.И. – Ты когда-нибудь пробовал себя в роли художника?
М.Б. – Я рисовал всё детство. Даже принимал участие в каких-то конкурсах. Помню, как в 7-ми летнем возрасте выиграл какой-то конкурс и мне подарили набор цветных фломастеров. Я любил рисовать мультгероев, а также придумывать своих. В серьезной живописи я не практиковался. А когда начал заниматься музыкой, то вообще рисовать перестал. Хотя, пальцы помнят. Иногда рисую что-нибудь для брата или учу кого-нибудь из маленьких детей моих знакомых рисовать домики, людей, животных и пейзажи.
Е.И. – Ты умеешь танцевать? Если да, то часто ли у тебя есть возможность танцевать? А если нет – почему?
М.Б. – Я в студенческие годы научился танцевать какой-то простенький вальс. А вообще, я конечно не танцор. Но меня всегда восхищали люди, которые умеют это делать на профессиональном уровне. Например, очень люблю смотреть выступления пар, занимающихся бальными и спортивными танцами.
Е.И. – На одной из фотографий, которые ты выкладывал в интернете, ты изображен рядом с арфой. В комментариях к этому фото ты признался, что она подарила тебе вдохновение. Это вдохновение воплотилось в какую-то конкретную песню?
М.Б. – Эта арфа стояла в бронницком ресторане «Императрица». Мы там снимали ролики об участницах конкурса «Мисс-Бронницы» и я воспользовался паузой между съемками и испытал новый для себя инструмент. Арфа была расстроена. Видимо, далеко не я один решил попробовать, не умея что-то сыграть на ней. Но, в итоге, я нашел несколько звучащих струн и даже попытался сыграть нечто напоминающее «smoke on the water». Вообще, интересно было бы использовать на записи такой инструмент. Но для этого нужен профессиональный музыкант, играющий на нем.
Е.И. – Один из главных героев твоей лирики – Ветер или Ветра. Почему?
М.Б. – Не знаю. Так получается. Вообще, у меня есть и другие слова, которые повторяются в песнях достаточно часто, например, «вера». Думаю, это не самое плохое слово….
Е.И. – Какие эпизоды российской или всемирной истории тебе интересны в настоящее время, и о каком историческом событии ты хотел бы написать песню?
М.Б. – Ой, как я придумаю, о чем написать, так сразу напишу. Вообще, история это неиссякаемый источник вдохновения!
Е.И. – Историю часто трактуют самым разным образом, и приходится быть очень осторожным в выборе источников. Если бы ты решил написать «историческую» песню, к каким источникам ты бы обратился и как бы фильтровал информацию для себя и соответственно для своих слушателей?
М.Б.- Песня, как и художественная литература - это творчество. А оно не всегда должно на 100% совпадать с реальными прообразами. Например, Гюго написал «Notre-Dame de Paris». Там есть персонаж известный, как Квазимодо. У персонажа есть реальный прообраз. Однако тот человек, был звонарем на другой колокольне. А книжной Эсмеральды и вовсе не существовало. Но, тем не менее, эти исторические несоответствия не делают книгу хуже. Например, многие ругают Дэна Брауна за его книгу «Код Да Винчи». Но автор не писал научное эссе. Он просто написал художественное произведение. Это выдумка и к ней нужно относиться именно так. А нравится, или не нравится – это уже другой вопрос. Поэтому, я считаю, что даже если ты пишешь что-то на основе исторических событий, ты в праве не ограничиваться учебником истории. У Тарантино в фильме, например, вообще Гитлер был убит «бесславными ублюдками» в кинотеатре. Фильм от такого вопиющего несоответствия истине хуже не стал.
Е.И. – В наши дни часто звучит мнение о том, что российская рок- и метал-сцена находится в упадке. Как ты думаешь, что реально можно сделать для того, чтобы она развивалась? Я не имею в виду общие слова о том, что индустрию должны развивать власти – это пустые разговоры. Я имею в виду – что зависит от музыкантов, их менеджеров и авторов текстов?
М.Б. – Дело в том, что есть сейчас рок-группы, которые всё ещё находят свой язык со слушателями и играют весьма актуальную музыку. У них хорошие концертные сборы и даже есть ротации на радио. В общем, нужно писать хорошие песни, хорошо играть и убедительно звучать на записи. Также постараться найти своё лицо и язык, понятный аудитории. Если всё это у группы будет, то она не окажется в «упадке». Если будут хорошие песни, то группу обязательно заметят и простые слушатели и сильные мира сего. Если музыканты не умеют сочинять музыку и звучат неубедительно, то можно хоть сто раз жаловаться на «упадок», ситуация не изменится. Каждый получает то, что заслуживает.
Е.И. – Ты не раз говорил о том, что на тебя часто оказывают влияние фильмы. Ты следишь за кино-новинками, и какие фильмы произвели на тебя самое большое впечатление в последнее время?
М.Б. – Я стараюсь следить за новинками кино, а также пересматриваю старые фильмы, которые либо упустил в своё время, либо просто хочу освежить в памяти. Вчера посмотрел завершающую часть трилогии Кристофера Нолана о «Темном рыцаре». Фильм идет около 3-х часов, но из зала не хотелось уходить. Отличное завершение истории, которая на протяжении трех фильмов удивляла, держала в напряжении, а под финал даже смогла растрогать. Также, одно из самых запоминающихся кино-впечатлений за год – черно-белая картина «Артист». Заслуженный Оскар«! Потрясающий фильм!
Е.И. – Я думаю, что мы будем постепенно «закругляться». Спасибо за интересный разговор. И в завершение нашего диалога представь, что у тебя в руке несколько воздушных шаров – на каждый из них ты можешь загадать пожелание для тех, кто будет читать это интервью. А когда ты отпустишь в небо эти шарики – твои пожелания сбудутся. Если бы это было правдой, какие пожелания для наших читателей ты бы загадал?
М.Б. – Здоровья! Я бы написал это на всех шарах!
Е.И. – Я тоже «отпускаю в небо» свой шарик - Я от всей души желаю тебе вдохновения, несгибаемой силы духа, интересных мелодий и текстов и взаимопонимания с другими участниками группы «Гран-КуражЪ»! И благодарю тебя за интересное сотрудничество и безграничную тактичность в совместной работе. Надеюсь, до новых встреч!
М.Б – Спасибо! И тебе тоже успехов во всем!